Brunswick Rail, крупная компания на рынке оперативного лизинга железнодорожного подвижного состава России, приняла участие в 1-м Всероссийском Форуме по перевозке грузов «TRANSCARGO 2011», проходившем 1-2 марта в Москве. В рамках мероприятия руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин рассказал о ситуации на рынке железнодорожных перевозок и поддержал создание консолидированной информационной площадки для всех игроков рынка.
Гостями Форума стали представители крупных компаний — заказчиков услуг по перевозке грузов, логистических операторов, экспедиторов и др. Главная тема обсуждений — изменения на рынке грузоперевозок. Особое внимание уделялось вопросам модернизации ж/д, развития грузовой транспортной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности операторов грузоперевозок. Также были затронуты проблемы, связанные с унификацией тарифов, реформой РЖД, отменой лицензирования перевозчиков и др.
В 1-й сессии Форума, отведенной под проблематику развития грузовой транспортной инфраструктуры, Дмитрий Бовыкин (Brunswick Rail) выступил с докладом «Кому нужна биржа вагонов?». Спикер проанализировал основные причины острой нехватки вагонов и снижения эффективности работы парка. Было продемонстрировано, что, несмотря на значительное увеличение количества грузовых вагонов за последние три года, объем перевозок все еще отстает от докризисного уровня. Такое снижение эффективности работы вагона привело к повышенному спросу на них и к возникновению нового ценового пузыря на рынке подвижного состава.
В качестве одной из причин снижения эффективности работы вагонов называлось сокращение подвижности бывшего инвентарного парка, переданного в ходе реформы в дочерние компании РЖД. Подвижность вагона определяется средним временем ожидания погрузки и скоростью перемещения вагона к новому месту погрузки или к новому клиенту. Снижение подвижности, по мнению спикера, вызвано, в первую очередь, изменением экономических стимулов управления парком в результате смены собственника вагонов, а именно: необходимостью оплачивать порожний пробег вагонов и уменьшением стоимости использования вагона за единицу времени. В таких условиях новым собственникам экономически более выгодно дожидаться груза, чем перемещать вагоны к новому месту погрузки.
Также представитель Brunswick Rail акцентировал внимание на том, что текущий этап реформирования ж/д системы привел к возникновению проблем с обменом информацией между грузоотправителями и операторскими компаниями. Особенно пострадали мелкие и средние грузоотправители, на долю которых сегодня приходится до 30% всех перевозок. «Эти компании не понимают, с кем им работать, и просто не видны крупным операторам», ― отметил г-н Бовыкин.
Эффективным инструментом решения обозначенных проблем спикер считает создание информационной площадки, на которой участники рынка грузоперевозок могли бы оперативно обмениваться информацией о наличии грузов и вагонов. Такой ресурс позволит ускорить процессы формирования новой оптимальной сетки маршрутов, которая была нарушена из-за расформирования инвентарного парка.
«Мы считаем, что, помимо создания подобной информационной площадки, ситуацию улучшит использование механизма долгосрочных контрактов аренды или возвратного лизинга для «неэффективных» вагонов. Это автоматически создаст экономический стимул к повышению подвижности вагона и приблизит эффективность парка к показателям лучших частных компаний. А в будущем на базе информационной площадки может быть создана биржа, на которой такие сделки аренды будут заключаться в электронном виде», ― считает Дмитрий Бовыкин, руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail.
Справка о компании
Brunswick Rail — ведущая компания на рынке оперативного лизинга подвижного состава с собственным парком вагонов более 12 500 единиц. Независимость, проработанная стратегия и фундаментальное понимание рынка грузовых перевозок позволяют Brunswick Rail быть надежным партнером для крупнейших российских промышленных и транспортных компаний.