Кофейня является одним из популярных вариантов для начала бизнеса. И этому есть свои причины. В больших городах на потребление кофе есть стабильный спрос. Открытие заведения не требует больших вложений. Стоимость аренды, оборудования зависит от формата и расположения, но в целом это не самый капиталоемкий вид бизнеса.
Однако, несмотря на более-менее понятную бизнес-модель, начинающие предприниматели сталкиваются со сложностями. Легкий старт и высокая рентабельность создают высокую конкуренцию. В проходимых локациях открываются все больше новых точек. Спрос на кофе имеет заметное снижение спроса к вечеру, влияет фактор сезонности.
В общем, к открытию кофейни надо подходить с тщательно продуманной концепцией, найдя правильное местоположение (выгодно отличающее его от конкурентов) и создав востребованное предложение. Сделать это помогут несколько простых, но важных этапов.
Исследование рынка. Проработка идеи начинается с анализа целевой аудитории. Определите, кто будет основным клиентом. Это могут быть студенты, офисные работники, туристы или ценители кофе. Понимание аудитории поможет выбрать концепцию кофейни, формат, ценовую политику и ассортимент. Исходя из этого, определяется интерьер, меню и маркетинговые стратегии.
Знание целевой аудитории также поможет определиться с форматом кофейни. Их всего три: небольшое кафе, классическая кофейня с минимумом посадочных мест или кофе-поинт – для тех, кто любить брать кофе с собой.
Запуск в формате кофе-поинт обойдется дешевле всего. Подойдет небольшое помещение, а значит арендная плата, ремонт обойдутся не дорого. Кстати, в этом формате есть много франшиз. Начинающему предпринимателю нужно изучить и этот вариант. Он может быть привлекателен за счет продуманной концепции и узнаваемого бренда, проработанного бизнеса-плана и маркетинговой стратегии.
Еще один критически важный фактор - выбор местоположения. Если не половина, то значительная доля успеха зависит от расположения кофейни. Важно оценить проходимость, доступность и видимость заведения, наличие потенциальных клиентов. Есть ли здесь офисные здания, вузы, торговые центры, транспортные остановки, достопримечательности. Подойдет практически любое место большого скопления людей. Правильно будет заниматься разработкой концепции заведения исходя из локации, а целевая аудитория «подскажет» ассортимент. Так, вблизи туристических достопримечательностей будет разумно предложить кроме кофе еще и небольшой перекус в виде готовых сэндвичей, сувенирные пряники и т.п.
Отдельное внимание – на конкурентов. Зная их целевую аудиторию, меню, цены, маркетинговые стратегии и имея отзывы клиентов, проще сформировать уникальное предложение и войти в свободную нишу.
Начинающие предприниматели часто совершают одну и ту же ошибку. Открывают свое дело без четкого бизнес-плана. А ведь именно он позволяет оценить затраты на открытие, включая аренду, оборудование, ремонт, зарплаты и маркетинг, спрогнозировать доходы и точку безубыточности, исходя из ожидаемого трафика и ценовой политики.
При подсчете первоначальных затрат стоит максимально подробно рассчитать все расходы. В смету нужно включить не только очевидные вещи, такие как кофемашина, кофемолка, кофе, посуда, мебель, но и кассовый аппарат, холодильник, витрина, фильтр для воды, микроволновка, различные сиропы. Чтобы посчитать ФОТ, нужно продумать кто будет бариста, какие сотрудники еще понадобятся, надо ли будет вкладываться в обучение.
Важно помнить: найти хороших поставщиков кофе, чая, выпечки и других ингредиентов – еще один квест. Нужно обращать внимание не только на качество и цену, но и надежность поставщика.
Кофейня относится к заведению общественного питания. Поэтому еще до покупки оборудования, ремонта и заключения договора с поставщиками стоит ознакомиться с рекомендацией Роспотребнадзора по организации общественного питания.
В качестве первоначального капитала стоит рассмотреть собственные накопления или помощь со стороны государства. Например, социальный контракт – хороший вариант открыть свое дело.
Определившись с основными параметрами бизнеса, надо его зарегистрировать. Понадобится еще код ОКВЭД. Для кофейни подходит 56.10.
Кроме того, понадобятся заключение противопожарной службы, паспорт на отходы, договоры на вывоз мусора, медицинские книжки для бариста и пр. документы.
Новая кофейня продвигается в основном за счет рекламы. Продумайте маркетинговую стратегию. Стоит использовать не только онлайн-инструменты. Привлечь внимание к новой кофейне можно при помощи флаеров, рекламы на штендере и пр.
И помните про обратную связь от клиентов. Ее надо собирать с первого дня. Это поможет улучшить работу кофейни и развивать свой бизнес.
Изображение из открытых источников.