Эксперты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) составили рейтинг самых популярных у российского бизнеса сезонов, которые встречаются в названиях товарных знаков. Для оценки были взяты бренды, зарегистрированные патентным ведомством с 2021 года. Любовь россиян к летнему теплу и зимней сказке определила лидеров. Летнее время года монополизировало брендинг отечественных товаров и услуг: на его долю приходится почти 36% «сезонных» товарных знаков. Около 30% заняли бренды с зимним колоритом. В свою очередь, самыми востребованными у маркетологов словами, которые иллюстрируют времена года, оказались «лето», «май», «зимний» и «урожай».
Как рассказал руководитель Роспатента Юрий Зубов, при составлении рейтинга в выборку были взяты ключевые слова, фигурировавшие в товарных знаках. Это названия сезонов (зима, весна, лето осень), производные от них (прилагательные), все относящиеся к временам года месяцы (в именительном падеже), а также наиболее характерные слова, описывающие сезоны, – так называемые «ассоциации первого ряда». Например, зимний сезон представлен такими определениями, как «снег», «снежинка», «снежный», «метель», «метелица», «мороз», за весну отвечают «подснежник», «8 марта» и «капель». С летним сезоном ассоциируются «жара» и «зной», а «листопад» и «урожай» представляют осень.
Конечно, это не полный перечень «сезонных» определений, их выбор может показаться субъективным.
Составители рейтинга сознательно ушли от громких названий, которые относятся к конкретным временам года, но давно приобрели самостоятельное звучание. Например, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, Первомай, День знаний и День учителя.
«Для формирования рейтинга использовался количественный анализ. То есть частота упоминаний времен года и их определений в названиях товарных знаков, которые были зарегистрированы Роспатентом с 2021 по 2023 годы, а также в первом квартале 2024 года. Всего было проанализировано 673 товарных знака. Ежегодно регистрировалось в среднем по 200 «сезонных» товарных знаков», – отметил Юрий Зубов.
Исследование показало, что наибольшей популярностью «сезонные» бренды пользуются у аграриев, производителей продуктов питания, продавцов услуг и организаторов мероприятий.
«В топе у предпринимателей и маркетологов оказались летние бренды. На их долю приходится более трети «сезонных» товарных знаков: 241 из 673. Следом за летом идет самое холодное время года. Зимняя пора занимает второе место в маркетинговом рейтинге сезонов: с 2021 года зарегистрирован 191 товарный знак с зимним контекстом. На третьем месте находится весенний сезон (174 бренда). А осенняя пора замыкает этот ряд. За три года и три месяца было зарегистрировано всего 67 товарных знаков с указанием осеннего времени года», – сообщил Юрий Зубов.
В каждом сезоне есть свои слова-лидеры и аутсайдеры. Наименьшим спросом у бизнеса пользуются такие наименования, как «декабрь», «июнь» и «8 марта»: с 2021 года первый зимний месяц всего один раз упоминался в названиях товарных знаков, а первый летний месяц и Международный женский день использовали по два раза. Маркетологи забыли о существовании таких слов, как «подснежник», «июль», «зной», «сентябрь» и «ноябрь». Нет ни одного их упоминания в брендинге товаров и услуг за 39 месяцев.
По словам Юрия Зубова, лидером рейтинга стало слово «лето». С ним было зарегистрировано наибольшее количество товарных знаков с 2021 года – 187 единиц. Почти 28% всех «сезонных» брендов содержали в описании это слово. Например, «Ананасовое лето» от ОАО «Рот Фронт», «Лето балета» от Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского, «МТС Live Лето» от оператора сотовой связи.
Второе место по популярности у маркетологов занимает весеннее слово «май». Его использовали в названиях 50 товарных знаков. С небольшим отрывом идет прилагательное «снежный». Это самое распространенное определение в названиях зимних брендов упоминалось в 48 знаках. Так, воронежский производитель хлеба и мучных кондитерских изделий ООО «Тортьяна» зарегистрировал товарный знак «Снежный вальс».
Почетное четвертое место в топе «сезонных» слов занимает «урожай». Он присутствует в названиях 41 товарного знака. Его примером может служить «Global Village Selection Ранний урожай» от АО «Торговый дом «Перекресток».
«В современном мире среди разнообразия товаров и информации борьба за потребителя и его внимание очень высока. Поэтому бизнес большое внимание уделяет креативу и названиям товарных знаков. Российские предприниматели активизируют работу с брендами, способствуют росту интеллектуальной собственности как части маркетинга. Наличие зарегистрированного товарного знака воспринимается как индикатор защищенности бренда», – резюмировал Юрий Зубов.