Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, ведущий подкаста для предпринимателей «Купринов на связи».
В мире больше 4 млн подкастов, и их количество с каждым годом растет, в том числе в России.
Подкасты – это аудиоматериалы, объединенные одной темой, которые размещают в сети. Они стали одним из способов продвижения бизнеса, привлечения целевой аудитории. Слушатели могут найти подкаст на интересующую тему и подписаться на него.
При внешней простоте инструмента для многих предпринимателей этот формат непонятен. Давайте разберемся, как сделать подкаст профессионально, в чем здесь секрет успеха?
Цель оправдывает средства.
Поговорка «Если вы обращаетесь ко всем, то не интересны никому» очень подходит для подкастов. Действительно, прежде чем начать их выпускать, нужно четко представлять свою целевую аудиторию. Ответьте на два важных вопроса, что вы хотите рассказать и кому. Подумайте, как и чем ваш подкаст поможет людям. Именно от целевой аудитории зависят тематика, тональность и выбор приглашенных спикеров.
И в будущем придется всегда держать в голове, что у ваших подписчиков должна быть весомая причина, чтобы продолжать слушать ваши выпуски.
В начале было слово.
Название подкаста тоже важно. Оно должно нести какую-то значимую для вашей аудитории информацию.
Вот несколько советов по его выбору:
- желательно, чтобы название состояло максимум из четырех слов;
- хорошо, если в нем присутствует интрига;
- оно должно легко произноситься вслух;
- название не может быть уже кем-то занято.
Чистый звук.
В подкастах нет картинки, только звук. А значит, он должен быть безупречен. Добиться хорошей записи подручными средствами не получится. Нужны профессиональное оборудование и студия.
Первые выпуски своего подкаста я записывал в офисе. Но это оказалось не очень хорошим вариантом: из-за неполной звукоизоляции на записи были слышны посторонние шумы, а это может отпугнуть потенциальных слушателей, которые хотят вникать в содержание, а не пытаться расслышать, что говорят спикеры. Даже обычные офисные стулья, которые скрипят, могут испортить запись и свести все усилия создателя на нет.
По этой причине лучше записывать эфиры в специальных студиях – подкастерных. Выбирая подкастерную, обратите внимание на несколько моментов.
Локация. Хорошо, если она находится в центре, чтобы всем было удобно добираться.
Положительные отзывы в интернете.
Наличие отдельных помещений для самой записи (студии, откуда будут вести эфир ведущий и его гости), для звукорежиссера и сопровождения (тех, кто пришел со спикерами). К последнему моменту нужно отнестись серьезно. Присутствие посторонних людей в одном помещении с ведущим мешает вести эфир. К тому же создает ненужные звуковые помехи.
Следите за временем.
Выпуск моего подкаста длится обычно не больше 20–25 минут. Такое время выбрано неслучайно. Оно позволяет, с одной стороны, раскрыть тему, а с другой, не дает слушателю устать (известно, что внимание человека можно удерживать ограниченное количество времени).
Сама запись, до монтажа, занимает примерно 50 минут. Потом мы убираем ненужные реплики, которые не несут смысловой нагрузки, компонуем запись так, чтобы дать слушателям максимальное количество полезной и интересной информации за короткий временной промежуток. В любом эфире бывают длинные, затянутые эпизоды, которые можно безболезненно вырезать.
Тет-а-тет.
В подкастах бывает разное количество участников. Мы решили остановиться на двух – ведущий и гость. Это позволяет избежать разноголосицы. В аудиоподкастах нет картинки, и поэтому слушателям может быть сложно идентифицировать говорящих, если их много.
Как найти интересного гостя? Недостаточно, чтобы человек просто представлял известную компанию. Важно, чтобы он сам был публичным, умел хорошо говорить и, конечно, разбирался в теме, обсуждать которую его пригласили.
Сейчас, благодаря интернету, получить информацию о потенциальном спикере несложно. Изучите бэкграунд гостя: что, где и как он говорит. Замечательно, если ваш спикер активно ведет соцсети. Тогда потом он сможет поделиться вашим совместным выпуском со своими подписчиками.
Во время эфира не нужно перебивать друг друга, крутить шнур микрофона и шуршать бумажками. Мобильные телефоны лучше поставить на авиарежим. Очень важно, чтобы спикер не читал текст по бумажке. На слух это воспринимается очень плохо и может погубить любой выпуск.
Спрашивали? Отвечаем.
К эфирам нужно готовиться. Если вас слушает профессиональная аудитория, то она сразу «раскроет» дилетанта.
Заранее нужно узнать, что говорит спикер, какие темы являются для него любимыми и профильными, а где он чувствует себя неуверенно.
Вопросы лучше заранее отправить гостю, но сразу предупредить, что это только примерный ход беседы.
Сценарий нужен и вам, и спикеру, чтобы не потеряться. Но это не значит, что от него нельзя отходить. Экспромты – всегда хорошо.
Отлично, если в подкастах вы расскажете не только о теории, но и приведете конкретные примеры – случаи из вашей жизни и истории гостя.
Как по нотам.
Обратите внимание, что в подкастах используется звуковое оформление. В начале играет главная музыкальная тема, которая помогает слушателям настроиться на определенный лад.
Какой она будет: ритмичной, медленной, энергичной или монотонной? Все зависит от тематики эфиров. Правильно подобранное музыкальное сопровождение потом может стать такой же визитной карточкой подкаста, как и его название.
Между смысловыми блоками подкаста тоже имеет смысл добавлять перебивки. Они отличаются от главной музыкальной темы, но должны совпадать с ней по настроению.
В привычном ритме.
Постоянство – залог успеха подкаста. Нужно сразу определить график выходов и потом придерживаться его. Считаю, что для подкастов деловой тематики оптимальный вариант – это один выпуск в неделю-полторы.
Итак, основные советы по выпуску бизнес-подкастов:
- профессиональная студия;
- строгий график выходов;
- живой диалог с профессиональным собеседником;
- подготовка контента, искренность и интерес к гостю подкаста.