17.01.2020 17:50
Консультации.
Просмотров всего: 4237; сегодня: 1.

Измеряем отдачу от PR с нуля

Измеряем отдачу от PR с нуля

Медиа пестрят кейсами крупных брендов: мы видим новые масштабные PR-кампании, а затем статьи и презентации с крутыми цифрами и показателями, доказывающими эффективность проведенных коммуникаций. Но что делать тем, у кого пока нет возможности выделять средства на измерения и оценку эффективности PR? CEO агентства Ex Libris Евгений Ларионов дал несколько советов о том, как анализировать влияние PR на бизнес-показатели компании с минимальными бюджетами или вообще без них. И как получать данные, способные принести пользу при планировании коммерческих коммуникаций.

1. Не пытайтесь вскипятить океан.

Вы не сможете за одну ночь измерить всю деятельность компании, да вам это и не нужно. Вместо этого сосредоточьтесь только на измерении того, что важно для вашего отдела / компании. Однако в таком виде это звучит как совет для инвесторов: «Покупайте деньги».

Как понять, что является тем «важным», на котором нужно сосредоточиться при измерениях результатов кампании? В идеале — определиться еще на этапе планирования. Установите четкие цели и KPI и согласуйте их с руководством до начала PR-активности. Так вы определите точный набор показателей, которыми будете заниматься и избавитесь от риска завышенных ожиданий со стороны руководства.

Помните также, что измерения эффективности PR — это не разовая акция, а процесс. Со временем, вы можете постепенно усложнять измерения эффективности PR, добавлять новые показатели и демонстрировать более глубокое влияние PR на прибыль компании.

2. Не забывайте о бесплатных инструментах.

Они помогут собрать различные данные и метрики для измерений.

Аналитика собственных каналов. В целом весь этот совет строится на том принципе, что на сегодня PR может (и в идеале должен) генерировать трафик на сайт компании или аккаунт в соцмедиа. С помощью настроенных кабинетов веб-аналитики вы можете анализировать входящий трафик из поиска в дни проведения оффлайн-мероприятий и выходов материалов с вашим упоминанием, анализировать запросы, по которым пользователи находят ваш сайт и соотносить их с контекстом и основными месседжами вашей PR-активности.

Особенно это актуально для коммерческих проектов с хорошо построенными продажами в онлайне или привлекающими клиентов в основном из онлайна. Оценивая коммерческий эффект от «PR-трафика», можно оценить и непосредственное влияние PR на бизнес. За показателями охвата и вовлеченности не нужно далеко ходить — для начала покопайтесь в соцсетях.

Существуют сервисы поисковой статистики и подбора слов, которые предоставляют бесплатные поисковые данные по времени и регионам. Они помогут продемонстрировать, как увеличение количества брендовых\продуктовых запросов, а, следовательно, заинтересованности аудитории, соотносится с рекламной кампанией. В связке с аналитикой запросов можно посмотреть статистику по трафику на сайты компании, в частности, — проанализировать трафик из поиска\отследить динамику по трафику из поисковых систем по необходимым запросам. Кроме того, можно отследить смежные темы, которыми интересуется ваша аудитория, и использовать их для разработки стратегии и контент-плана в будущем.

Также могут быть полезны бесплатные платформы по интегрированной системе управления. В целом, они, конечно, заточены под большие и мощные проекты, но некоторые их элементы можно использовать для разработки пиар-кампании и представления полученных результатов. В частности, оттуда можно взять рекомендации по планированию коммуникаций, использованию различных метрик и т. д.

3. Изучите возможности автоматических сервисов мониторинга.

Если задаться целью, можно найти бесплатные пробные периоды и демо-версии, но основная задача таких инструментов — не столько сэкономить бюджет, сколько облегчить вам жизнь. Сервисы помогут быстро собрать базу публикаций СМИ и сообщений в соцсетях, а с помощью алгоритмов и нейронных сетей сопоставить статистические данные и проанализировать ключевые тренды инфополя.

Здесь главное — не зацикливаться на доступных показателях и индексах только потому, что они доступны, и не строить на их основе всю аналитику. Также важно помнить, что использование автоматических сервисов мониторинга целесообразно для локальных исследований медиаполя. Для масштабных и сложных медиаизмерений и оценки эффективности коммуникаций, потребуется привлекать специалистов-медиааналитиков и подключаться сразу к нескольким сервисам (так как все сервисы, как правило, имеют конкретную специализацию и ограничения).

4. Обратитесь к мониторинговым агентствам.

Здесь необходимо отметить несколько важных моментов.

Во-первых, утверждения о том, что услуги агентств очень дорогие и подходят только для больших раскрученных брендов — миф. Как правило, цена будет сопоставима с покупкой доступа к 1-2 базам мониторинга СМИ и соцсетей. При этом сотрудничество с агентством, которое для своей работы закупает те же самые базы, но в больших объемах, — позволит не ограничиваться функционалом купленного сервиса и выбрать наиболее релевантные для вас показатели.

Во вторых, часто проблема небольших проектов состоит даже не в том, что не хватает бюджета для измерения эффективности коммуникаций, а, банально, в нехватке рук. PR-отдел в молодой компании состоит из 1-2 человек, которые занимаются и коммуникациями, и SMM, а может еще и продажами. Им, как правило, негде взять время и силы, чтобы следить за присутствием бренда в медиаполе. И здесь, увы, даже автоматические сервисы мониторинга помочь не в силах. В то время как сотрудничество с агентством позволит получать уже готовые отчеты по эффективности PR.

Наконец, можно просто связаться с несколькими агентствами, узнать, что они могут предложить за конкретный чек и сопоставить предлагаемые услуги с собственными запросами и возможностями мониторинговых сервисов. Таким образом вы точно будете знать, как выгоднее провести разовый мониторинг или постоянный с небольшим количеством отслеживаемых показателей, с аналитикой или без нее и т. д.

5. Опросы. Большие и маленькие.

Западные коллеги советуют вписываться в популярные у них онлайн-панели для сводных опросов, где компании, грубо говоря, скидываются, компилируют свои вопросы в один большой опрос и предлагают его пройти (иногда за небольшое вознаграждение) потребителям, целевой аудитории или другим компаниям и брендам, в зависимости от целей. Результат — репрезентативные данные всего через несколько дней после размещения.

В качестве примера таких платформ в России можно можно привести Яндекс.Взгляд. Однако, в целом, в нашей стране подобные алгоритмы сбора данных еще не до конца отлажены, — хороших, работающих онлайн-панелей не много, а таких, чтобы они еще и на бюджет не покушались — еще меньше. Если же ваш внутренний социолог настойчиво требует собрать и проанализировать обратную связь от клиентов, попробуйте провести небольшой опрос на площадке, где ваша аудитория наиболее активна. Используйте больше конкретных вопросов, с готовыми вариантами ответов. Люди не любят ломать голову, придумывая «5 чувств и эмоций, которые вы испытали, впервые попробовав наш новый квас».

Сюда же можно отнести и индекс потребительской лояльности (NPS) — для измерения этого показателя клиентам достаточно регулярно задавать 1 вопрос о готовности рекомендовать ваш бренд\продукт в своем окружении и, возможно еще 1-2 открытых вопроса об оценке качества и сервиса.

Активность в соцмедиа\PR\коммуникациях с клиентами могут значительно влиять на NPS, а NPS, в свою очередь, — на эффективность бизнеса, поэтому в некоторых кейсах его можно использовать как один из добавочных KPI.

6. Повышайте квалификацию.

Чтобы продемонстрировать влияние PR на бизнес-показатели компании, нужна светлая голова и общее понимание подходов к оценке коммуникаций. Например, базовые принципы анализа медиа и выбора KPI для оценки PR приведены в нашем руководстве по медиаанализу.

Много полезных фишек можно найти в кейсах коммуникационных агентств и победителей PR-премий — участники подробно расписывают, какие ставятся цели, как разрабатывается и реализуется стратегия и с помощью каких метрик измеряется результат. И конечно, не нужно забывать про различные образовательные мероприятия, посвященные медиааналитике.


Ньюсмейкер: Ex Libris — 101 публикация
Сайт: exlibris.ru
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...