Топовый российский маркетолог, преподаватель одного из ведущих университетов страны и руководитель маркетингового агентства Brand4Brand - Инна Любарская-Маткова - обозначила бизнес тренды и тренды маркетинга (http://brand4brand.ru/blog/blogrow1.php?ID=109) на 2020 год, которые окажут заметное влияние на эти сферы деятельности.
Помимо пришедшей надолго и всерьез тенденции на применение искусственного интеллекта и больших данных (big data), в качестве трендов 2020 года выделены следующие направления: стратегическое планирование, цифровая трансформация, персональный (личный) брендинг, собственные медиа, видео, интернет вещей, голос и голосовые помощники, VR/AR/MR.
Инна Любарская-Маткова: «В связи с тем, что предпринимательская деятельность неразрывна с деятельностью в сфере маркетинга, тренды, связанные с этими направлениями, объединены. Стоит отметить, что в конкретном бизнесе или проекте использование всех идей одновременно не всегда оправдано. Нужно четко понимать, под какую специфику деятельности подходит тот или иной тренд, а их применение должно быть обоснованным и приносить положительный результат. Ну и, конечно, не стоит бояться экспериментов! Как говорится, Fortes fortuna adiuvat!».
Стратегическое планирование. Долгое время многие российские компании игнорировали такой важный для бизнеса вид деятельности, как разработка стратегий. Объяснялось это разными причинами – от бессмысленности планов в постоянно меняющихся условиях и быстром их устаревании, до больших финансовых и временных расходов на сам процесс. Сейчас ситуация начинает меняться, и достаточно большой процент компаний приходит к мысли о необходимости стратегического планирования. Думаю, в 2020 году это станет трендом и доброй традицией на многие годы для отечественных предприятий. Подробней о разработке стратегий я обязательно напишу в отдельной статье.
Цифровая трансформация. Термин цифровая трансформация (digital transformation) достаточно дискуссионный, а профильные компании и независимые эксперты объясняют его по-разному. В данной статье предлагаю трактовать его максимально просто – переход с доцифровых на цифровые коммуникации и технологии ведения бизнеса.
Компаний, которые существующую реальность воспринимают как фантастический фильм, достаточно много, более того, есть очень крупные предприятия, которые далеки от «цифры» или стали трансформироваться совсем недавно. В плане маркетинга и коммуникаций подавляющее большинство таких фирм сильно отстает от тех, кто стал использовать digital одними из первых. И здесь важно понять, что цифровая трансформация неизбежна, это этап, который проходит вся мировая экономика, и если Вы это не делаете или не сделаете, скорее всего, в недалеком будущем Вас не будет. Таким образом, этот тренд не только на 2020 год, а на значительно более длительный период времени. Кроме того, он «цепляет» и многие другие тренды нового года.
Персональный (личный) брендинг. Тренд на персональный (личный) брендинг начал формироваться достаточно давно, и в 2020 году это будет уже мейнстрим. Причин использования этой технологии много – это и желание сделать бизнес более «человечным», и попытка выделиться на фоне конкурентов, и амбиции менеджмента, и общемировая тенденция, оказывающая воздействие и на отечественный рынок. Данный инструмент прекрасно подходит как для крупных, так и для малых предприятий, и несет большое количество плюсов для бизнеса, при условии правильного подхода к этой работе.
Собственные медиа. Смысл этого тренда заключается в том, что Вы больше не бегаете за представителями СМИ с просьбой разместить материал, и не платите деньги за нужные публикации. А создаете и развиваете собственные медиа-проекты, частично или полностью Вам подконтрольные. Сюда можно отнести группы, профили и странички в соцсетях, видео-каналы, собственные блоги и подкасты, корпоративные новостные разделы на сторонних порталах и тд.
Уже сейчас можно наблюдать, как многие бренды развивают собственные медиа, по аудитории сопоставимые с крупными СМИ. Конечно, это ресурсоемкая задача, если Вы хотите делать качественный контент и получать глубокое вовлечение аудитории. Поэтому тенденцию задали крупные западные компании, готовые на различные эксперименты. Но по мере того, как будет падать эффективность традиционных СМИ, а трудозатраты будут оставаться высокими, к большому бизнесу продолжат присоединяться и средние, и малые предприятия.
Видео. Скажу так, этот тренд сохраняется. Я о нем писала в прогнозе на 2018/19, и на 2020 его также следует оставить. Интересно, что многие компании уже начали заниматься видео-продвижением, но в новом году они будут выходить на новый уровень. Так, бессистемное размещение «время от времени» на Youtube-канале сменится регулярным, с оптимизацией описаний, со специально подготовленными заставками, с дополнительным продвижением и кучей других активностей, помогающих каналу развиваться. На корпоративных сайтах будут создаваться специальные разделы под видео-контент, а для некоторых соцсетей видео будет урезаться и обрабатываться в специальных программах. В пользу развития видео-направления говорит и то, что оно улучшает поведенческие факторы на сайте и видимость компании в органике. Кроме того, некоторые эксперты уже приравнивают Youtube к традиционным поисковым системам, т.к. через него все больше людей ищет ответы на свои вопросы.
Интернет вещей. Хочется начать с определения. Если простыми словами, то Интернет вещей (Internet of things, IoT) – это несколько устройств, объединенных в систему, в которой они собирают, обрабатывают и передают данные между собой или на сторонние устройства без активного участия человека, в режиме реального времени, для выполнения определенны задач. IoT считается устойчивой тенденцией аж с 2010-х годов! Но на российском рынке технология только начинает приобретать массовый характер. Появляется все больше компаний, предоставляющих услуги разработки, настройки и сопровождения Интернета вещей, все больший интерес проявляет бизнес, желающий улучшить коммуникацию с целевыми аудиториями и дополнительно выделиться среди конкурентов, вызвав WOW-эффект. Кроме того, идея все активней проникает в сознание конечного потребителя и приобретает популярность, поэтому поиск клиентами такой коммуникации является лишь вопросом времени. 2020 год будет, скорее всего, периодом зарождения массового бизнес тренда, а увидим мы интересные кейсы на относительно крупных проектах и, преимущественно, в retail-сфере.
Голос и голосовые помощники. Это один из тех трендов 2020 года, и даже десятилетия, о котором говорит подавляющее большинство российских экспертов и представителей крупных аналитических компаний. Абсолютно соглашусь с ними, ведь использование голоса вместо печатания так удобно и так быстро!
Но только заменой текста голосовыми сообщениями в мессенджерах и голосовым поиском эта тенденция не ограничивается. Сюда можно отнести удобные голосовые приложения, управление устройствами и интеграция голосовых помощников в «умный» дом, возможность делать покупки и многое другое. Бизнес однозначно должен уделить «голосу» большое внимание, как минимум, начать (если еще не сделано) адаптацию сайта под мобильные устройства и последующую оптимизацию под голосовой поиск.
VR/AR/MR. Сначала дам определения. VR (от virtual reality, виртуальная реальность) – создание нового искусственного мира. AR (от augmented reality, дополненная реальность) – дополнение реального мира искусственными элементами. MR (от mixed reality, смешанная/гибридная реальность) – объединяет виртуальную и дополненную реальность. На сегодняшний день VR и AR технологии уже используются некоторыми компаниями в коммуникациях, например, маски в Instagram (Запрещенная в РФ организация), но все-таки пока недостаточно активно и массово, чтобы говорить про мейнстрим. На 2020 год VR и AR технологии, равно как и Интернет вещей, рассматриваются в качестве зарождающегося массового тренда, но их применение потенциально более широкое, нежели Internet of things.
Для подготовки информации использовался не только личный опыт и знания, полученные на практике и в результате общения с большим количеством предпринимателей, но также прогнозы ведущих российских и зарубежных экспертов из сферы маркетинга, коммуникаций, интернет-продвижения и развития бизнеса.
Справка
Инна Любарская-Маткова – основатель и руководитель компании Brand4Brand (http://brand4brand.ru), преподаватель маркетинговых дисциплин, дипломированный эксперт-практик. Общий стаж в маркетинге – 19 лет, опыт работы на руководящих позициях в E-commerce, HoReCa, Delivery, Pharma, Retail, СМИ, Fashion и др. Опыт преподавания – 10 лет. Специализация: стратегический маркетинг, стартапы, брендинг, антикризисный консалтинг.