Ещё летом бизнес-процессы кипели и бурлили. Однако уже осенью кризис реального сектора экономики привел к резкому сокращению рекламных бюджетов большинства компаний.
С позиций сегодняшний реалий видно, что накануне кризиса выставочный рынок был перегрет. Наряду с ростом количество мероприятий, росли и бюджеты компаний-участников всевозможных бизнес-форумов, а кратный рост количества экспонентов многих выставок говорил скорее о наличии свободных средств на удовлетворение имиджевых амбиций компаний. Нынешняя фаза кризиса, распространившаяся на реальный сектор экономики, существенно повлияла и на выставочный бизнес, который как лакмусовая бумажка отражает процессы, происходящие в экономике.
Выставочный бизнес, как один из самых дорогих и трудоемких секторов маркетинга, в это кризисное время вынужденно сокращает свои расходы. Поскольку выставочные расходы включают в себя прямые затраты денежных средств на аренду площади, оборудование, перевозки, транспорт, командировки, гостиницы и оплату работы стендистов, многие компании-участницы сократили свои бюджеты на участие в конференциях и выставках, а руководители, принимающие решение об участии в выставках, будут долго раздумывать, где лучше поставить запятую, глядя на фразу «выставляться нельзя отменить».
Однако прежде чем вычеркнуть из своих бюджетов статью расходов на выставки нужно тщательно взвесить все «за» и «против», оценить как участие (или неучастие) на важных выставочных мероприятиях повлияет на ведение бизнеса в ближайшей перспективе. Попытка сэкономить на этом сегодня может скомпрометировать бизнес завтра. Как показывает мировая практика прошлых лет, во время кризиса нельзя оставаться в стороне, переждать бурю в тишине и покое, необходимо действовать, порой даже вопреки тенденциям.
Известные американские специалисты в области рекламы Джордж Хайд и Бад Стайкер отмечали: «Рекламу надо давать потому, что ваши конкуренты дают рекламу... На любом рынке всегда гуляют слухи и сплетни о том, что у кого-то что-то не так, что дела идут не слишком хорошо, а над бизнесом сгущаются тучи. Вы знаете, что сплетни могут очень быстро распространяться, а реклама позволяет справиться с этими сплетнями, снизить их отрицательный эффект».
В любом случае, участие в выставках – это важный показатель устойчивости бизнеса, для клиентоориентированной компании, чей сервис понятен, прозрачен и востребован, участие в выставках – хорошая возможность найти новых клиентов и партнёров и показать традиционным клиентам и партнёрам свою надёжность и устойчивость.
Что можно предпринять, чтобы использовать все имеющиеся возможности, прежде чем отказаться от участия в выставке?
Можно уменьшить размер арендуемой выставочной площади и убедить потенциальных клиентов в том, что во время трудного экономического периода обслуживание и удовлетворение потребностей клиентов важнее, чем заострение внимания на оборудовании и размерах стенда. К тому же в условиях экономии огромный и дорогой стенд может вызвать подозрение у тех, кто давно знает организацию.
Можно выбрать в календаре выставок и конференций крупные многопрофильные и универсальные мероприятия вместо узкоспециализированных. А также такие специализированные события, которые проводятся одновременно и в одном месте, взаимно дополняя друг-друга и способствуя росту общего числа посетителей.
Можно выбрать застройщика, который не только разработает дизайн и построит стенд, но и предоставит оборудование в аренду, выполнит его установку, обслуживание и перевозку – «три в одном» и по приемлемым и, главное, обоснованным ценам.