13.03.2013 17:03
Новости.
Просмотров всего: 6344; сегодня: 2.

Исследовательские компании смогут увереннее диктовать свои условия

Исследовательские компании смогут увереннее диктовать свои условия

Журнал "Маркетинговые исследования в Украние" традиционно в начале года проводил блиц-опрос ведущих маркетинговых исследователей Украины.

На этот раз полные и развернутые ответы президента компании Сергея Даскалу издание опубликовало отдельной статьей.

Вопросы:

1. Каково Ваше мнение о состоянии украинского рынка маркетинговых исследований на начало 2013 года? Можете ли Вы предоставить свою количественную оценку годового объема продаж на этом рынке в прошлом и наступившем году?

2. Назовите, пожалуйста, какие основные факторы определяли развитие украинского рынка маркетинговых исследований в прошедшем году? Изменились ли требования к исследованиям со стороны заказчиков?

3. Как Вы считаете, какие события в сфере маркетинговых исследований в Украине можно назвать наиболее важными в 2012 году?

4. Какие тенденции развития рынка маркетинговых исследований в Украине окажутся, по Вашему мнению, наиболее значимыми в 2013 году? Как Вы думаете, какие основные трудности готовит наступивший год для украинских исследовательских компаний?

Начало года для переживших кризис и выживших исследовательских компаний ознаменовалось увеличением заказов. Возможно, я излагаю субъективную точку зрения, основываясь исключительно на реалиях своей компании Action Data Group. Но, с моей точки зрения, поставщиков надежных, достоверных исследовательских услуг на рынке Украины сейчас куда меньше, чем, предположим, было в 2009-2010 годах. А спрос на такие услуги растет, причем быстро. Я бы сравнил рынок маркетинговых исследований образца 2013 года с городом, по которому прошелся мощный селевой поток: все мелкие, хрупкие строения смыло. Остались стоять только те здания, у которых мощный фундамент, крепкие стены, и недюжинный запас прочности.

Разумеется, и спрос на эти здания резко возрастает, так как размещаться где-то нужно, а предложение резко уменьшилось. Мне кажется, хотя я могу ошибаться, что рынок маркетинговых исследований в 2013 году во многом перестанет быть рынком исключительно покупателей. Поставщики смогут уверенней диктовать свои условия.

В количественных показателях я бы оценил 2012 год на уровне 30–35 миллионов долларов. От 2013 года я ожидаю рост не менее чем на 10 %. Есть ряд факторов, которые, я считаю, дадут такой рост, и один из основных — отложенный спрос среди клиентов —потребителей маркетинговых исследований.

Несколько слов о результатах года прошедшего. Полагаю, что 2012-й был годом окончательного расставания с последствиями финансово-экономического кризиса 2008 года для исследовательских компаний. Факторы, определяющие развитие (или «рождение заново») украинского рынка маркетинговых исследований, можно разделить на три категории:

- финансово-экономические;

- структурные;

- политические;

Теперь по порядку:

а) финансово-экономические. Многие компании-заказчики (как в Украине и на постсоветском пространстве, так и в дальнем зарубежье) продолжали находиться в выжидательной позиции. Это стало прямым катализатором естественного отбора среди поставщиков исследовательских услуг; многие мелкие и средние исследовательские компании (в основном, это касается региональных) вынуждены были закрыться. В лучшем случае, быть приобретенными крупными игроками;

б) структурные. Новые технологии чаще всего позволяют снизить стоимость исследования, увеличивая при этом скорость выполнения за счет онлайн-технологий, внедрения ручных или виртуальных методов снятия, обработки информации и быстрой подачи конечных результатов клиенту. В условиях крайне ограниченных бюджетов, на примере Action Data Group могу с уверенностью сказать, что онлайн-опросы, онлайн-фокус-группы, даже некоторые этнографические исследования с применением веб-трансляции резко увеличили свои объемы благодаря как скорости выполнения (за исключением этнографии), так и снижению итоговой стоимости. Исследовательские компании, которые не были готовы к таким структурным изменениям спроса, не смогли адаптировать свой портфель услуг;

в) политические. Для исследователей рынка, которые предпочитают не лезть в социологические опросы, экзит-полы и иные политические исследования, год, в котором проходят выборы, всегда является праздничным. Как известно, 2012 год ознаменовался очередными выборами, и большинство компаний первого эшелона не брезгуют политическим исследованиями. Как правило, большинство именно маркетинговых исследований выпадает на долю тех фирм, которые не бросают свои человеческие ресурсы на политику. С моей точки зрения как владельца и руководителя именно маркетинговой исследовательской компании, я буду не против того, чтобы выборы в Украине проходили каждый год… :)

Касаясь требований к исследованиям со стороны заказчиков, я не заметил особых изменений. Разве что все чаще в брифах и запросах присутствует необходимость (или ожидание), чтобы взаимодействие поставщика и заказчика происходило почти в реальном времени через транзитные хостинги, облачные сервисы или, в крайнем случае, через сайт поставщика.

Иными словами — «интернетизация» регулярных коммуникаций между исследовательской компанией и заказчиком.

Несколько слов о тенденциях развития рынка маркетинговых исследований в 2013 году. Я ожидаю дальнейшее увеличение спроса со стороны заказчиков. Также очевидно произойдет территориальная диверсификация структуры клиентов. Только за последние три-четыре месяца мы стали вести переговоры о выполнении проектов для таких ранее «непробивных» клиентов, как белорусские компании, фирмы из Китая и Японии.

Другой тенденцией будет продолжение роста интереса западного бизнеса к процессам, происходящим на рынках Украины, и, следовательно, все большее количество контрактов между западными консалтинговыми компаниями и украинскими исследовательскими фирмами. По сути, на сегодняшний день Украина вновь становится загадкой для иностранных компаний: старые правила игры уже не работают, новые правила еще непонятны. В подобной ситуации Украина уже была один раз (в пределах моей профессиональной памяти) — это 1991-1995 годы. И это был замечательный для Action Data Group период. Основные трудности 2013 года вряд ли будут отличаться от трудностей года 2012. В частности, это нехватка квалифицированных кадров (в частности, аналитиков), необходимость и далее ломать в сознании заказчиков стереотип о дешевых исследованиях, доступ к дешевым источникам финансирования.


Ньюсмейкер: Action Data Group — 37 публикаций
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...